Дорога на Берлин
Победа над нацизмом в Европе
Военно-воздушные силы



Летающие танки

Развертывание промышленной базы на Урале и в Сибири позволило советскому командованию пополнить потрепанные ВВС. Началось активное использование улучшенных образцов техники, включая, штурмовики Ильюшина (Ил-2) и истребители Яковлева и Лавочкина.

Советские ВВС стали действовать активнее и агрессивнее. Так с 19 ноября 1942 года по 2 февраля 1943 года советские летчики на южном участке фронта совершили 36 000 вылетов, немцы - 1 8 500

Авиация приняла активное участие в боях под Сталинградом, блокаде окруженной 6-й армии Фридриха Паулюса, противодействию попыткам войск Эрика Манштейна прорвать кольцо окружения. Летчики дрались на всем протяжении фронта: от Кавказских гор до полярных широт. Это было время героизма и подвигов, боли и крови.

Ил-2

Так повелось, что в основном лавры доставались летчикам-истребителям. Однако не менее тяжелая фронтовая работа выпала на плечи пилотов бомбардировщиков, штурмовиков, разведчиков, транспортной авиации. Как вспоминает бывший инструктор Красноярского аэроклуба Павел Новиков, воевавший под Сталинградом в 218-м штурмовом авиаполку (шап), редко кто из молодых пилотов штурмовиков делал больше 10–15 боевых вылетов. Штурмовик Ил-2 называли «летающим танком», однако мощная броня не защищала от прямого попадания зенитного снаряда, а низкие высоты не позволяли летчику воспользоваться парашютом. Еще большие потери были среди стрелков, чье боевое место не имело бронирования. Однако для ударов по вражеским позициям Ил-2 был незаменим.

Из воспоминаний Павла Новикова: «В тот день мы девяткой Ил-2 вылетели на поиск вражеских колонн, ведь все резервы противник отправлял на передовую. Пройдя над Доном, который и был линией фронта, увидели цель – по степи полз большой обоз из десятков повозок и сотни солдат. Хорошо помню, что это были не немцы, а румыны или венгры в длинных серо-голубых шинелях. Лучшей цели для наших необстрелянных соколов и не придумаешь! Сначала с расстояния 700–800 метров открыли огонь из пушек, потом вдарили по обозу из «эрэсов». Неуклюжие обозники разбегались по степи, а лошадей и повозки просто смело с дороги. Второй заход делать не понадобилось, ничего живого там не осталось».

В этот раз Новикову повезло – немецкие Ме-109 не успели прикрыть союзную пехоту. Другим бомбардировщикам везло меньше. Так, в феврале 1944-го в районе Нарвы был сбит старший лейтенант 58-го бап Геннадий Юферов, родом из Иланска. В апреле 1944-го возле Тарнополя вражеская зенитка сбила Пе-2 38-го сбап, который пилотировал выходец из Канска старший лейтенант Михаил Бурмакин.

Летал на Ил-2 Василий Олейников из села Вознесенка Березовского района. За время войны в составе 143-го гвардейского штурмового авиационного полка он произвел 103 боевых вылета. Уничтожил 23 танка, 97 автомашин, зажег один состав с горючим, уничтожил 5 зенитных точек врага, подавил 6 артминометных батарей, разбил 21 повозку с грузом и амуницией, уничтожил до 350 солдат и офицеров противника.

Гвардии лейтенант Олейников показал себя как летчик-штурмовик, не знающий страха в бою, мужественный, отважный, обладающий отличной тактикой штурмового удара. Летчик высокого класса. Спокоен, расчетлив: боевые действия Олейникова всегда точны, эффективны, а разведывательные данные отличаются исключительной точностью.

Из указа о присвоении Олейникову звания Героя Советского Союза



Красноярская учеба

В это время Красноярск вновь становится базой для авиации. В марте 1943 в город на Енисее был отведен на переформирование 21-й гвардейский истребительный авиаполк. Здесь часть получила новые самолеты – лендлизовские Р-39 «Аэрокобра». Первоначально новая неизученная техника создавала проблемы – в Красноярске потерпели крушение два самолета. Но Красноярская учеба пошла впрок, и в октябре полк выступил на фронт.

Передача эскадрильи «Красноярский комсомолец» летчикам 21-го гиап

В июне 1944 года молодежь Красноярского края собрала для фронта 2 миллиона рублей. На эти деньги была куплена эскадрилья «Аэрокобр», названная «Красноярский комсомолец». Самолеты передали пилотам 21-го гиап.

Во время уничтожения Корсунь-Шевченской группировки немцев летчики 21-го гиап сбили 19 самолетов противника, потеряв два своих. В Уманской операции сбили 41, потеряли два. В Ясской - 8 и 3 соответственно.

Боевая судьба эскадрильи «Красноярский комсомолец»

  • № 29263 «Красноярский рабочий» – сбит в воздушном бою 26.10.43.
  • № 29286 «Красноярский рабочий» – не вернулся с боевого задания 23.01.44.
  • № 25023 «Красноярский рабочий» – долетал до конца войны.
  • № 29268 «Красноярский колхозник» – отправлен в ремонт в сентябре 1943 г.
  • № 29545 «Красноярский колхозник» – отправлен в ремонт 17.03.44.
  • № 29302 «Красноярский колхозник» – долетал до конца войны
  • № 29274 «Красноярский колхозник» – долетал до конца войны.
  • № 29285 «Красноярский комсомолец» – разбит в аварии 12.10.43.
  • № 29300 «Красноярский комсомолец» – не вернулся с боевого задания 30.11.43.
  • № 29295 «Красноярский комсомолец» – не вернулся с боевого задания 20.10.43.

Также в марте в Красноярске начал учебу на «Аэрокобрах» 124-й иап (вскоре переименован в 102-й гиап). В июне 1943 года тридцать два экипажа на новых истребителях прибыли на Ленинградский фронт.

В апреле на красноярских полигонах учился летать на Р-39 196-й иап, в декабре – 72-й гиап. В ноябре в Красноярск вновь прибыли летчики 196-го полка – получать новые самолеты.

В 1943 году окончательно связал свою судьбу с Красноярском полк пикировщиков – 260-й бап. С осени 1942 года он начал осваивать американские «Бостон-3», а с января по апрель 1943 года шла учеба на А-20Б. Шефом полка стал Красноярский ПВРЗ. В Красноярске полк пополнился личным составом из местных жителей. В частности, в его рядах сражались старший врач полка Галина Букова, штурман Иван Строев, авиамеханики Азик Тубянский и Сергей Бортунов, техник Николай Ефремов.

Переучивались в Красноярске и ряд полков ближней бомбардировочной авиации: 39-й, 453-й, 453-й ббап.

24.09.1943 Зав. крайторготделом т. Иванову. Просим Вас выдать прибывшему с фронта гвардии подполковнику т. Панову А.Б. одно кожаное полупальто на меху из числа американских подарков в связи с тем, что он не имеет верхней одежды и должен срочно возвращаться к месту службы. Зам. зав. военным отделом крайкома ВКП(б) Гусев.



Красноярские бомбардировочные

Боевая история 22-го гбап продолжалась. К этому времени он получил наименование «Красноярский», в память города, в котором был создан. Правда, к началу 1943 года в его рядах остался только один летчик из Красноярского края – командир эскадрильи Иван Горбунов.

И.Н. ГорбуновИз представления Горбунова к ордену Александра Невского: «Несмотря на сильное противодействие зенитной авиации и истребителей противника, задание выполнялось хорошо. Эффективность бомбардирования подтверждена фотографированием и наземными частями. Неоднократно при бомбардировании обороны противника перенацеливался с АПУ, бомбардировал вновь заданную цель хорошо, за что неоднократно получал благодарность с АПУ. Наряду с бомбардированием произвел 12 боевых вылетов на дальнюю разведку войск противника, где неоднократно давал ценные данные о дислокации и передвижении войск противника».

Хотя Горбунов оставался единственным красноярцем в Красноярском полку, в технических подразделениях части продолжали нести службу выходцы с территории края. Все так же, не покладая рук, трудился техник лейтенант Василий Дрюков. В 1945 году обслужил 300 боевых вылетов, ввел в строй 10 подбитых противником самолетов. Подтянул Дрюков и дисциплину: «В поведении примерный», – отметил в характеристике командир полка.

Меховой полетный комбинезонкомбинезон 

В марте 1943 года 879-й смешанный авиаполк, бывший 682-й бап майора Покоевого, был расформирован. Из личного состава была создана 439-я отдельная армейская авиаэскадрилья связи 48-й армии. Покоевой был назначен заместителем командира дивизии ночных бомбардировщиков.

С конца 1942 по осень 1944 годов 673-й полк воевал на шести фронтах. К этому времени его пилоты пересели на Ил-2. Боевой счет полка пополнился 729 танками, 123 самолетами, почти 12 тысячами пехотинцев. Собственные потери составили 88 самолетов и 103 человека. В феврале 1944 года полк получил гвардейское звание и стал 142-м гвардейским штурмовым авиаполком.

Под Сталинградом, на Донбассе, в Крыму, Западной Украине перевозил грузы 678-й полк, ставший отдельным транспортным авиаполком.


Полярными дорогами

Фронтовая судьба привязала к Карелии 668-й нбап (после переучивания на Ил-2 – 668-й шап), в котором воевали военнослужащие расформированного в мае 1942 года 669-го полка из Канска. Полк бомбил живую силу и технику противника на Кандалакшском, Медвежьегорском и Кестеньгском направлениях, уничтожал самолеты и блокировал аэродромы немцев, препятствовал действиям ночной авиации немцев по порту Мурманск во время выгрузок транспортных кораблей союзных конвоев. После получения «летающих танков» полк уничтожил до 600 человек пехоты, 75 артиллерийских и 11 пулеметных батарей, сбил 7 самолетов. Свои потери – 19 самолетов Ил-2, 12 летчиков, 11 стрелков.

Также в Карелии продолжал работать 679-й бомбардировочный авиаполк. В декабре к двум эскадрильям добавилась третья. Это связано с восстановлением советской авиационной промышленности, что позволило увеличить численность полков до 32 самолетов.

За 1943 год полк произвел 870 ночных боевых вылетов, перевез 22 700 кг груза, 940 человек личного состава с налетом 3006 часов. В феврале был сбит истребителем экипаж старшего сержанта Ворпаховича. Летчик погиб, а штурман сержант Лузгин свалив самолет на крыло в лес, остался жив.

В сентябре 1943 г. постановлением Президиума Верховного Совета СССР 679-му бомбардировочному авиаполку было вручено Красное знамя.

В 1944 году полк вел боевую работу на Кестеньгском, Медвежьегорском и Кандалакшском направлениях. За 1944 г. полк произвел 718 ночных боевых вылетов на бомбометание по аэродромам, складам и коммуникациям противника и вел разведку в интересах наземного и авиационного командования. В ночное время суток пилот одного У-2 умудрялся выполнить от 4 до 10 вылетов на бомбежку переднего края немецких войск, благодаря близости аэродромов базирования к линии фронта. Бесконечная череда налетов красноярского полка не давала отдыха ночью немецким войскам, изматывая их до предела психологически и морально. Ночные налеты проводились одиночными самолетами с интервалами 5, 10 или 15 минут на малых (200–400 метров) высотах, обеспечивая непрерывные беспокоящие действия по всей прифронтовой полосе на глубину до десяти километров. Они начинались с ранних сумерек и заканчивались практически ранним утром. Самолеты часто выходили в атаку планированием с заглушенными двигателями, практически бесшумно.

Бывшие красноярские аэроклубовцы отличались снайперской точностью. Немецкие солдаты знали, что «ночные дьяволы» могут сбросить бомбы точно в окоп или в центр костра. Были случаи, когда бомба ложилась прямо в дымоход дома, в котором размещался вражеский штаб.

За период боевой работы 679- го бомбардировочного полка:

  • уничтожено 2 моста, – взорвано 29 складов ГСМ и боеприпасов, – подавлено 22 артиллерийские батареи, – подавлено 56 батарей и отдельных огневых точек зенитной артиллерии,
  • уничтожено 6 железнодорожных эшелонов, – уничтожено 2 паровоза,
  • уничтожено 105 автомашин с личным составом и грузами,
  • разрушено 36 участков железнодорожного полотна, – уничтожено до 4 батальонов пехоты на переднем крае, – прямых попаданий бомб: в штабы, строения, склады – 125, в окопы, траншеи, ДЗОТы -140, в стоянки самолетов на аэродромах – 71.

Сброшено бомб 7467 штук, листовок – 357 000 штук. Правительственных наград удостоены 138 человек.



Внимание! В небе сибиряки!

Приобрел широкую известность «красноярский Мересьев» – Георгий Кузьмин. Он не смирился с приговором врачей и вскоре стал на протезах летать и сбивать врага. Первыми его жертвами стали два «Юнкерса-88».

В ноябре 1942 года Кузьмин командовал эскадрильей в составе 239-го истребительного авиаполка. В эти дни произошел легендарный бой – немецкие «Хейнкели» неожиданно атаковали полковой аэродром. Георгий Кузьмин находился в самолете, который был готов к очередному тренировочному полету. При появлении противника над аэродромом Кузьмин тотчас взмыл в воздух. Один из «Хейнкелей» с высоты спикировал на него. Прогремела длинная пушечно-пулеметная очередь. Но несколькими мгновениями раньше самолет Кузьмина перевернулся у самой земли через крыло, и очередь врага взметнула лишь столб пыли на аэродроме. Кузьмин почти в упор расстрелял его. «Хейнкель», дымя, свалился в штопор и пошел к земле. Пилот выбросился с парашютом, но далеко уйти не смог. Это был обер-лейтенант Ганс Шульцер, кавалер Железного креста с дубовыми листьями.

Легендарный летчик А.И. Покрышкин и выпускник Ачинского аэроклуба Г.Г. Голубев

К маю следующего года Кузьмин пополнил свой личный счет пятью истребителями и тремя бомбардировщиками врага. 28 апреля ему присвоено звание Героя Советского Союза. 30 мая, уже, будучи помощником командира 9-го гвардейского истребительного авиаполка по воздушно-стрелковой службе, Кузьмин сбивает «Фокке-Вульф-190». Еще один «фоккер» красноярец уничтожает в ходе битвы под Курском 18 августа. Это бой стал для него последним. Вражеская очередь настигает самолет Кузьмина. Он тянет к своим позициям до последнего, на высоте в 150 метров выпрыгивает из горящего истребителя, но пламя задевает парашют. За два года войны майор Кузьмин совершил 280 боевых вылетов, участвовал в более сотни воздушных боев. На его счету, по советским данным, 22 личных и от 2 до 7 групповых побед.

«...Пока глаза мои видят, а руки способны держать штурвал, я клянусь множить счет нашей неумолимой мести врагу и с удвоенной силой бить фашистское зверье до полного освобождения от него советской земли и неба над нею». Клятва Кузьмина в газете «Сталинский воин».

Г.Г. Голубев в кабине «Аэрокобры»

Где-то рядом дрался 16-й гвардейский иап, в котором служил знаменитый ас Александр Покрышкин из Новосибирска. В мае 1943 года в полк был переведен Георгий Голубев, уроженец Назаровского района Красноярского края. Голубев – выпускник Ачинского аэроклуба, затем окончил Ульяновскую военно-авиационную школу. Рвался на фронт, но два года прослужил инструктором в Цнорис-Цхалинской летной школе.

В июне Голубев на «Аэрокобре» сбил свой первый Ме-109. Знаменитый Покрышкин предложил ему летать вместе. «Это не так трудно, Жора, – сказал он молодому пилоту. – Ты должен уметь читать мои мысли, а я постараюсь угадывать твои».

Покрышкин не ошибся в Голубеве. Красноярец умел мгновенно повторить любой маневр аса.

«Он обеспечивал мне свободу действий. Все свое внимание я устремлял на врага, уверенный в том, что мой тыл обеспечен — там Голубев, уверенный в том, что в любую секунду он нарастит силу моего удара своей атакой. Строя свой маневр соответственно моему маневру, он как бы читал мои мысли, реагируя с мгновенной быстротой. Свой самолет он всегда вел так, что видел меня под углом, имея хороший сектор обзора, и обеспечивал себе атаку», – вспоминал Покрышкин.

А. Л. КожевниковА. М. Страхов

К февралю 1945 года гвардии старший лейтенант Голубев совершил 252 успешных боевых вылета, в 56 воздушных боях лично сбил 12 самолетов противника. Обеспечил 25 побед Покрышкину. На его счету последняя воздушная победа советских летчиков в войне с Германией.

Из воспоминаний Георгия Голубева: «Вылетели мы с аэродрома Гроссенхайн севернее Дрездена, в 25 километрах от него. Четверку вел я. Моим ведомым был лейтенант Николай Кудинов. Ведущим второй пары была - лейтенант Вячеслав Березкин. Наша задача была прикрыть от ударов авиации немцев Прагу. Погода выдалась безоблачная. Видимость хорошая. Мы пришли на высоте 6000 метров для смены четверки старшего лейтенанта Константина Сухова, который уже патрулировал над Прагой. Я связался с Суховым по радио и доложил на станцию наведения, что пришел на смену. Она дала разрешение. Сухов передал, что он пошел домой.

В это время на горизонте с юго-западного направления я увидел приближавшуюся к городу черную точку. Я развернул свою четверку и пошел на сближение с ней. Вот уже ясно виден силуэт двухмоторного бомбардировщика. Подходим еще ближе и видим черные кресты на крыльях и фюзеляже и свастику. И тут же немецкий стрелок - радист открыл огонь из своих пушек по моему самолету. Все стало ясно. Это еще недобитый враг, и его надо уничтожить. Я дал команду: «Прикройте, атакую!» - и с задней полусферы, снизу, прикрываясь хвостовым оперением самолета противника, с дистанции 450 метров открыл огонь и вел его до 150 метров, пока самолет не загорелся. Затем резко, правым разворотом и с небольшим набором высоты вышел вправо. Горящий немецкий бомбардировщик Do-217 начал резко снижаться и упал за чертой города. Это было 9 мая 1945 года в 20 часов 40 минут». (Из материалов книги И. Я. Бражнина - «В Великой Отечественной...»)

К маю 1945-го довел свой личный счет до 25 сбитых самолетов противника командир 212-го гиап, майор Анатолий Кожевников из деревни Базаиха. Еще подростком он с завистью смотрел в небо, на редкие самолеты, что пролетали над Красноярском. Потом были аэроклуб, летная школа, война. Летал на И-16, затем на «Харрикейнах», еще позже на Як-1 и «Аэрокобрах». Именно на американском самолете летчик встретил Победу.

«Бои за Шпремберг приобретают тяжелый характер. Враг, вероятно, решил скорее умереть, чем отступить, вспоминал Кожевников. Но он все равно будет раздавлен! ...Во второй половине дня над городом на нашу эскадрилью навалилось двадцать «Фокке-Вульфов» и «мессершмитов». Но на помощь подоспели Гучек со своей эскадрильей и истребители соседней дивизии. Проверенным приемом захожу в хвост «Фокке-Вульфу» и даю длинную очередь. Но то ли я промахнулся, то ли по какой другой причине - самолет фашиста остался невредимым. Летчик стал переводить его в крутой набор. Выпускаю еще одну очередь. «Фокке-Вульф», разворачиваясь в пологую спираль, врезается в землю. Невдалеке от меня «мессершмит» с крутого пикирования пытается атаковать Гучека. Пулеметно-пушечной очередью накрываю врага. Разорванный фугасными снарядами самолет разваливается на части...

Тогда я еще не знал, что этот «мессершмит» будет последним вражеским самолетом из тех, которые мне суждено было сбить за время войны, и поэтому я не обратил на него никакого внимания».

Приобретение советскими летчиками фронтового опыта привело к отказу от жестких форм боевых построений, необходимых при слабой подготовке пилотов. Все большее внимание уделялось свободной охоте, когда небольшие группы самолетов барражировали над полем боя, высматривая цели.

В 1945 году истребительная авиация могла пополниться еще одним летчиком-красноярцем. Уже более года должность начальника штаба 419-й отдельной эскадрильи связи занимал боготолец, бывший курсант Черногорского аэроклуба Афанасий Страхов. С его приходом удалось отладить запущенное штабное хозяйство. Особое внимание новый начштаба уделял поднятию воинской дисциплины, строгому учету боевой работы. За пять месяцев 1944 года эскадрилья совершила 1714 вылетов.

В декабре 1944-го Афанасий Страхов получил подарок от земляков. Комсомольские организации Боготольского района собрали 200 тысяч рублей на постройку самолета в честь 65-летия Сталина и передали машину своему земляку – Страхову. До этого старлей летал на По-2, сделал на нем 110 боевых вылетов. Пришлось спешно переучиваться на летчика-истребителя. Повоевать с немцами на Як-9 Страхов успел – сделал 4 боевых вылета и был награжден орденом Отечественной войны II степени.


Источники: Бражнин И.Я. В Великой Отечественной... М., 1971. Водопьянов М.В. Небо начинается с земли. М., 1976. Военно-исторический журнал. 1992. № 1-2. Газета «Красноярский рабочий». 2003. 31 января. Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная. М., 2004. Гриф секретности снят. Статистическое исследование. М., 1993. Иноземцев И.Г. Крылатые защитники Севера. М., 1988. Кожевников А.Л. Записки истребителя. – М., 1959. Материалы государственного архива Красноярского края. Материалы Центрального архива Министерства обороны. Небо без границ: очерки, воспоминания. Красноярск, 1995. Покрышкин И.А. Крылья истребителя. М., 1948. Хазанов Д. Вторжение // Авиация и время. 1996. С. 3–5.

 
разработка — ООО "СибПэй"