Дорога на Берлин
Победа над нацизмом в Европе
А в это время в тылу…
Творчество



Солдаты сцены

Суровые военные условия изменили жизнь Красноярского края кардинально. Стали иными условия труда, быта, поменялся и круг развлечений. Однако культурная жизнь не замерла, несмотря на то, что здания библиотек, клубов, театров были переданы госпиталям и эвакуированным организациям. Находился выход из любой ситуации. Так, в здании театра им. Пушкина на проспекте Сталина, помимо драматических артистов, нашли временное пристанище оперная и балетная труппы.

В мирные предвоенные месяцы 1941 года театральная жизнь Красноярска была яркой и разнообразной. Местные культурные учреждения готовились к столетию со дня смерти М.Ю. Лермонтова. К этой дате были запланированы лекции о жизни и творчестве поэта. Они должны были пройти не только в краевом центре, но и в районах края. Хакасский национальный театр готовил к постановке пьесу Лермонтова «Два брата», Игарский театр – пьесу «Испанцы», остальные театры – большую концертную программу.

На летние гастроли в Красноярск приехали Иркутский театр драмы, Львовский государственный театрализованный джаз, который 22 июня 1941 года давал одно из своих последних представлений в городском парке, а в театре Пушкина шли два музыкальных спектакля: утром – «Голубая мазурка» на музыку Легара, а вечером – «Сильва» Кальмана.

Вот что писала газета «Красноярский рабочий»: «Летний театральный и эстрадно-концертный сезон в разгаре. Он обещает быть интересным и разнообразным по своей программе. В числе первых концертно-эстрадных коллективов, открывших сезон, - Львовский государственный театрализованный джаз, начавший 19 июня свои концерты... Уже в первом концерте артисты Львовского театра-джаза завоевали симпатии зрителя…» [21 июня 1941 года].

В том же «Красрабе» от 24 июня, наряду с трагическим обращением Вячеслава Молотова о начале войны, читатели по-прежнему могли найти анонс спектаклей. В этот день в театре Пушкина давали премьеру – музыкальную комедию в трех действиях «Цыганская любовь».

В военные будни жизнь театра не остановилась. В Красноярск были эвакуированы Днепропетровский оперный театр и Одесский театр оперы и балета, давшие немало шефских концертов на краевых заводах.

В начале 1942 года в Красноярске выступал, эвакуированный, Московский государственный театр кукол под руководством Сергея Образцова. Тепло принимали красноярцы агитбригаду Н. Черкасова, И. Дунаевского, джаз-оркестр Э. Рознера и других известных в стране артистов.

Артисты всех жанров играли довоенные постановки и создавали новые. С 1941 по 1945 годы поставлено немало спектаклей. Они были призваны поддержать дух красноярцев и развлечь их. На театральной сцене можно было увидеть не только патриотические спектакли военной тематики, но и вечную классику: «Парень из нашего города», «На врага! За Родину!» Симонова, «Бал-маскарад» Верди, «Коварство и любовь» Шиллера, «Синий платочек» Катаева, «Евгений Онегин» Чайковского, «Перикола» Оффенбаха, «Враги», «Зыковы» Горького, «Дядя Ваня» Чехова, «Укрощение строптивой» Шекспира и другие.

В сезоне 1943–44 годов был поставлен спектакль по пьесе Ю. Чепурина «Сталинградцы». Вот как описывает постановку Л. Лифщиц в своей книге «Театр в Красноярске»: «Пьеса Ю. Чепурина родилась в огне Сталинградской битвы. Сам участник героической обороны волжской твердыни, автор хорошо познал благородную простоту, глубокую человечность, мужество и стойкость, несгибаемую волю к победе и неистощимую веру в победу защитников великого города-утеса, отстаивавших в Сталинграде честь, свободу и независимость своей социалистической Родины… И в основе пьеса Ю. Чепурина непосредственно, живо и выразительно рисовала жизненно правдивые образы самых различных людей, объединенных одним общим понятием – сталинградцы. Следуя в этом направлении за автором, творческий коллектив театра им. А.С. Пушкина (постановщик спектакля И.Г. Громов) сумел ярко и впечатляюще воссоздать на своей сцене благородный материал пьесы. Особенно запомнился зрителю простой и мужественный сибиряк Кудров, которого артист А.Е. Сергеев сыграл с мягкой силой и подкупающей искренностью…»

В том же 43-м году в театре состоялась премьера спектакля «Фронт» по пьесе А. Корнейчука. «Краевой драматический театр им. А.С. Пушкина ознаменовал славное 25-летие героической

Красной Армии премьерой пьесы А. Корнейчука «Фронт», – писал Лифшиц 17 марта 1943 года в газете «Красноярский рабочий». – Эта постановка явилась творческим рапортом коллектива театра о его работе в глубоком тылу, об участии в общем деле великой исторической борьбы советского народа против германского фашизма».

Как и в мирные дни, в концертном зале музыкального училища звучала классическая музыка, проходили лекции-концерты. Здесь работали люди, горячо преданные своему делу: Н.Л. Тулунина, М.Н. Риоли-Словцова, Е.Р. Брагина и др. Помощь им оказывали опытные педагоги эвакуированной Харьковской консерватории.

Сцена из спектакля «Горе от ума» в постановке И.Г. Громова. Л.В. Насонов в роли Скалозуба, Лазарев в роли Фамусова

Артист Македонский в спектакле «Парень из нашего города», 1941 годТеатральная труппа Минусинского драматического театра заметно поредела в дни войны. Л. Лившиц писал: «Казалось, до театра ли было, когда враг наступал на Москву? Но никто не думал о том, чтобы закрывать театр. Наоборот. Ему, тыловому Минусинскому драматическому театру, придавалось особое значение. Сюда, в Сибирь, эвакуировались заводы, здесь создавались тыловые госпитали для выздоравливающих. Здесь, за Уралом, была в годы войны основная житница страны. Людям, работавшим в тылу, театр был необходим. И театр работал в полную силу… Труппа много ездила по району с концертами и спектаклями. Обслуживали госпитали озер Шира и Тагарское, работали без выходных».

А вот как отзывались о работе труппы горожане: «Театр был центром культурной жизни города. Уходили на фронт минусинцы. А театр помогал своим землякам жить и работать. Из окон театра струился мягкий свет, и люди спешили на огонек… Здание не отапливалось. Репетиции были мучительны. Зимой вечерами зрители сидели в зале в теплых полушубках и валенках. А каково было играть артистам в легких платьях? Однако никто не жаловался. Артисты играли каждый вечер».

6 ноября 1941 года в здании столовой для заключенных открылся Норильский драматический театр.



Художники

К началу войны в Красноярском отделении Союза советских художников насчитывалось 22 члена и кандидата в члены ССХ. С первых же дней войны 12 человек вступили в ряды Красной Армии. В это же время в город прибыли эвакуированные художники. К июлю 1942 года в городе насчитывалось, с учетом эвакуированных, 20 профессионалов в области изобразительного искусства. Творческую организацию Союза художников в Красноярске возглавлял Иван Иванович Наливайко. Приехавшие в край художники вместе со своими семьями квартировали в Cуриковской усадьбе, где амбар был перестроен под мастерские.

15 июня 1942 г в Доме Красной Армии была открыта постоянная выставка «Великая Отечественная война» из 86 живописных, скульптурных и графических экспонатов, приуроченных к годовщине начала войны. Она постоянно пополнялась новыми работами. Только за 15 дней работы выставки ее посетило 8927 человек. Для трудящихся плата за вход составляла 1 рубль, для школьников действовала 50 процентная скидка, а для бойцов Красной Армии посещение было бесплатным.

В 1942 году состоялись три художественные выставки – две краевые и одна межобластная в Новосибирске – на тему «Художники Сибири в дни Великой Отечественной войны». Организованы они были филиалом Государственной Третьяковской галереи, находившимся в эвакуации в Сибири.

Обобщением фронтовых впечатлений явилась картина участника боев под Москвой художника А. Климанова «Кладбище фашистских танков». С батальной картиной «Отступление немцев под Москвой» выступила на межобластной выставке К. Матвеева.

Полотна на патриотические темы писали Д. Каратанов, К. Вальдман, А. Лекаренко, молодой художник В. Федотов. Наиболее актуальные по темам и интересные работы печатались на почтовых карточках и «секретках» – бланках для писем. Эти почтовые карточки стали самой массовой продукцией красноярских художников. Тираж каждой из них исчислялся десятками и сотнями тысяч экземпляров. И на фронте, и в тылу они пользовались огромной популярностью.

Дочь Народа. Фронтовой рисунок Б. Ряузова, 1943 г.

 

Газета «Красноярский рабочий» писала в те дни: «С большой активностью ведут работу живописцы и скульпторы Красноярска... Лучшие произведения художников, отражающие борьбу советского народа, отобраны для массовой репродукции. Уже выпущены открытки с репродукциями картин Б. Ряузова «Подвиг капитана Гастелло», В. Никифорова «Расплата», Ф. Марьясова «Зверства фашистов на Украине».

Среди картин краевых выставок зрители и критика особенно отмечали работы «Подвиг капитана Гастелло», «Могила фашистских пиратов» Бориса Ряузова, который впервые участвовал в мероприятиях подобного уровня. Работы Ряузова произвели впечатление на ценителей искусства, и его приняли в Союз советских художников, – редкий успех для молодого человека, даже не успевшего окончить художественное училище. Как член творческого союза, он получил бронь и мог бы остаться в тылу и полностью посвятить себя любимому делу. Но в июле 1942 года Борис Ряузов добровольцем вступил в ряды 78-й отдельной стрелковой бригады и ушел на фронт, где продолжал делать эскизы и зарисовки.

Две большие выставки были проведены в 1943 году. Одна из них посвящена 25-летию Красной Армии, вторая – 26-й годовщине Октября. Основной темой был Великая Отечественная война и героический труд советских людей в тылу.

Оставшиеся в тылу художники, помимо основной творческой деятельности, «служили» агитационной пропаганде – работали над плакатами, листовками, открытками, карикатурами, оформлением агитпоездов.

Красноярское отделение Союза художников, совместно с товариществом «Художник» организовало регулярный выпуск плакатов «Окна ТАСС». Выполненные эскизы плакатов затем размножались вручную.

Только за военные месяцы 1941 года было исполнено 64  эскиза и изготовлено на их основе 469 плакатов «Окна ТАСС». Размер каждого достигал 5-6 газетных листов. Первая художественно-агитационная выставка «Окон ТАСС» состоялась уже 7 ноября 1941 года в театре им. Пушкина

«Окна ТАСС» пользовались в Красноярске большой популярностью. Плакаты прославляли подвиги советских людей на фронте и в тылу, призывали к усилению борьбы с фашистскими захватчиками. Повсюду – на стенах зданий, заборах, в парках и скверах, в цехах заводов и в учреждениях – были развешены плакаты с лозунгами: «Что ты сделал для фронта?», «Лодырь помогает германскому фашизму», «Болтун – находка для врага!» и другие.

Огромный фронт работ зачастую выполнялся художниками безвозмездно. Поступали срочные указания от крайкома по оформлению агитэшелонов, командование гарнизонов просило оформить гарнизонные лагеря, неоднократно по просьбе горкома оформлялись портретами, сюжетными картинами, плакатами «Окна ТАСС», лозунгами призывные пункты всех районов города Красноярска.



Посещаемость увеличилась

В экстремальных условиях военного времени продолжалась работа государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края. Она обслуживала читателей, комплектовала новую литературу, выписывала общесоюзные, краевые и районные периодические издания, такие как «Правда», «Труд», «Известия», «Красноярский рабочий», «Красноярский железнодорожник» и др. В библиотеке не прекращалась работа по сохранности библиотечного фонда.

 

Краевая библиотека перестроила свою работу соответственно задачам военного времени. Многие сотрудники библиотеки были призваны в ряды РККА и воевали на фронтах Великой Отечественной войны, а оставшиеся работать в библиотеке по решению крайкома ВКП(б) «О привлечении населения к трудовой повинности» направлялись на предприятия, в колхозы, на лесозаготовки.

В библиотеке было широко развернуто социалистическое соревнование. С 1942 по 1945 годы переходящее Красное Знамя получал отдел иностранной литературы.

В библиотеке был наполовину сокращен штат, отменены очередные отпуска, помещения библиотеки часто не отапливались. Приказ директора библиотеки обязывал весь коллектив изучать военное дело.

Несмотря на трудные условия работы, библиотека в годы войны не закрывалась ни на один день. Посещаемость библиотеки была на удивление высокой. Жесткая дисциплина военного времени не допускала и минутных опозданий на работу. Больше, чем в мирное время, ценились взаимопомощь и взаимовыручка.

 

Война застала артистов Татьяну Восходову и Михаила Екатериничева на гастролях в Минусинске. Вернулись в Красноярск – по улицам идут мобилизованные мужчины, все отправляются на фронт.О напряженности работы тех лет можно судить по таким цифрам: в 1943 году в библиотеку записалось 3 297 читателей, книговыдача составила 32 371 единиц хранения, посетили библиотеку 43 843 человека. В последний год войны в библиотеке возросло количество читателей, их стало 5 960.

На страницах краевой газеты «Красноярский рабочий» публиковались стихи И. Рождественского, Л. Черноморцева, А. Половникова, К. Лисовского. Писатель, певец сибирской природы Н. Устинович в 1944 году в конкурсе Детского государственного издательства на лучшую книгу для детей получил поощрительную премию. Много работали молодой прозаик С. Сартаков, известный фольклорист и литературовед А. Гуревич. В 1944 г. в Красноярске было создано литературное объединение писателей края, а вскоре стал выходить литературно-художественный альманах «Енисей».

Многие талантливые красноярцы ушли на фронт. Судьбы их сложились по-разному. Поэты Георгий Суворов и Борис Богатков пали смертью храбрых. Участие в войне оказало огромное влияние на творческий путь писателей Виктора Астафьева и Анатолия Чмыхало.

С началом Великой Отечественной войны центр тяжести массовой работы переместился за пределы библиотеки: в госпитали, воинские части, военкоматы, пункты Всевобуча и т.п. Краевая библиотека организовывала передвижные книжно-иллюстративные выставки, в период весеннего сева работники библиотеки выезжали в села края с лекциями.

В годы войны библиотека обслуживали призывные пункты, госпитали, создавала для санитарных поездов небольшие передвижки, оказывали помощь библиотеке подшефной воинской части. В подшефный санитарный поезд №155 сотрудники библиотеки передали более 230 книг, различные лозунги и плакаты. Библиотечки, состоявшие из 120 и 210 книг, были подобраны для санитарных поездов № 66 и №152. Для нескольких госпиталей города Красноярска была организована передвижная библиотечка, в которую включили свыше 500 изданий.

Повседневный подвиг библиотекарей стал одной из заметных страниц культурной жизни Красноярского края военной поры. В 1945 году за ударную работу директор библиотеки Е.В. Ваховская награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», крайисполком объявил коллективу благодарность, а сотрудникам библиотеки были вручены вещевые подарки.


Вертолина и другие развлечения военного времени

Война не смогла отобрать у сибиряков праздники. 7 ноября 1941 года – день Октябрьской революции – Красноярский край отметил традиционными многотысячными демонстрациями. Они прошли под лозунгом «Все для фронта». Первый военный Первомай 1942 года запомнился красноярцам, прежде всего, своим размахом. Сбор, по традиции, объявили в 9 часов утра. Демонстрация началась в 10 часов 40 минут на площади Революции в центре города. Только Кировский район делегировал на праздник трудящихся 14 колонн! Сталинский и Кагановичский районы отстали не сильно – по 11 колонн.

В Красноярске были сильны традиции железнодорожников, и этот праздник в первое воскресенье августа отмечался широко. Например, 3 августа 1941 года для горожан были подготовлены две праздничные площадки – парк культуры имени А.М.Горького и парк культуры имени Красноярского рабочего. В этот день трудящихся города развлекали сразу два оркестра духовой музыки, большой концерт давал Белостокский ансамбль песни и пляски из Белоруссии.

Игровыми развлечениями на праздниках были «бросание колец», «ножницы», «озеро», «удочки», «стол» и «вертолина» – разборка и сборка винтовок на время. Из подвижных игр – метание гранаты в цель, перетягивание каната, волейбол, городки и баскетбол.

Суровые военные будни диктовали свои условия – на демонстрациях никакого алкоголя. Лишь в победном 1945-ом люди позволили себе немного расслабиться.

Водку тогда в магазине не продавали, покупали с рук, кто что смог: медицинский, древесный спирт, как его тогда называли «сучок», самогон и еще какое-то зелье, - вспоминал один из красноярцев о праздновании Первомая в 1945 году.

И, конечно же, не могли красноярцы пропустить Новый год – самый детский, искренний и веселый праздник.

«Несмотря на суровые времена, которые переживает наша родина, и в этом году для детей будут организованы веселые новогодние праздники, – сообщал «Красноярский рабочий» 21 декабря 1941 года. – Во всех школах края Новый год и школьные каникулы отмечаются елками, утренниками, постановками художественной самодеятельности. В Красноярске, Минусинске, Ачинске, Абакане, Канске и Артемовске будут устроены большие елки на городских площадях».

А в конце декабря 1942 года Красноярский драматический театр им. А.С.Пушкина объявил о своем намерении провести большой Новогодний бал.

«В ночь под Новый год в помещении театра им. А.С.Пушкина в 11 часов 45 минут откроется новогодний бал, – писал «Красноярский рабочий» 26 декабря 1942 года. – Устроители – местком театров драмы и оперы. Весь сбор поступит в фонд обороны».

Парк культуры им. Горького. Красноярск, конец 30-х гг.

Вечером 31 декабря в театре шел спектакль «Запорожец за Дунаем». А на балу играли два оркестра, были танцы. Билет мог купить любой желающий, вход на праздник стоил 25 рублей.


Источники: Вырва Т.Н. Красноярские художники в годы Великой Отечественной войны // Красноярский край: прошлое, настоящее, будущее. Материалы Международной конференции, посвященной 75-летию Красноярского края. Красноярск, 19-21 ноября 2009 г. В 2 томах. Т. 1. / КГПУ им. В.П. Астафьева, Красноярск, 2009. – 186 с. Давыденко, И.М. Художники Красноярска / И.М. Давыденко. – Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 1978. – 184 с. Красноярск: этапы исторического пути / Ред. П.И. Пимашков. – Красноярск: БУКВА, 2003. – 344 с. У художников Красноярска // Красноярский рабочий. – 1942. – 28 октября. Л.Лифшиц Театр в Красноярске, – Красноярское книжное издательство, – 1957 г.

 
разработка — ООО "СибПэй"